Performance-маркетинг ориентирован на реальные цели и эффективнее всего работает при сформированном спросе, хотя и требует большого бюджета.
Brandformance – относительно новый инструмент, позволяет увеличивать продажи и одновременно выстраивать бренд. У этих подходов есть свои недостатки, но и немало преимуществ.
Контроль эффективности маркетинга
Окупаемость рекламы чаще всего контролируют с помощью основных метрик:
ROI – коэффициент возврата вложенных средств, показывает, окупаются ли вложения в рекламу, в идеале показатель должен быть больше 100%, всё, что сверх 100%, указывает на эффективность вложений;
ДРР – доля расходов на рекламу, показывает соотношение их к доходам, которые приносит рекламная кампания;
CAC – стоимость привлечения клиента, помогает понять, во сколько обошлось привлечение каждого из клиентов.
Для оценки окупаемости используют кроме перечисленных коэффициент конверсии (CR), соотношение показов и кликов (CTR), рентабельность конкретного предложения без учета вложений (ROMI).
Метрики помогают в расчётах, когда компании приходится тратиться на невыгодные каналы, объявления, креативы, бюджет распределяется неравномерно между теми кампаниями, которые приносят прибыль, и убыточными.
Калькулятор расчета окупаемости маркетинга
Работа с новыми и постоянными клиентами
Для отслеживания новых и постоянных клиентов также используют различные метрики:
RR – коэффициент, указывающий на удержание клиента, с его помощью рассчитывают число постоянных клиентов;
CRR – применяют для расчёта уровня лояльности клиентов, напрямую влияет на шанс повторной продажи и увеличение прибыли.
Важно учитывать не только количество новых клиентов, но и соотносить это с объёмом расходов на их привлечение.
Использование brandformance
Основное значение brandformance – развивать бренд, что напрямую влияет на объём продаж и итоговую прибыль. В идеале одна кампания должна закрыть сразу две задачи. Но брендовая реклама обходится недешево, поэтому всегда стоит задуматься, есть ли в ней смысл, если клиент уже пришёл.
Однако CRM-маркетинг при грамотном подходе также позволяет эффективно работать с действующими и потенциальными клиентами, используя стандартные маркетинговые инструменты:
- email-рассылка – индивидуализированная рассылка для постоянных или потенциальных клиентов, может быть сформирована в зависимости от давности сотрудничества, предпочтений, истории заказов;
- рассылка в мессенджерах – в WhatsApp или Telegram;
- push-уведомления – та же рассылка, но в мобильных приложениях;
- SMS-рассылка – обходится дороже, используется реже.
CRM-маркетинг и брендовая реклама преследуют схожие цели, оба варианта обходятся недёшево. В идеале нужно балансировать и использовать весь набор метрик для контроля стоимости привлечения и удержания клиента по каждому направлению.
Инструменты performance-маркетинга
Этот вариант digital-продвижения близок по сути к стандартному маркетингу. Но нацелен на конкретный результат – также используются метрики, например ROI и CAC, и в целом стратегия подразумевает запуск рекламы для повышения конкретных показателей: размера среднего чека, снижения стоимости привлечения клиентов или окупаемости инвестиций.
В это тоже нужно вкладывать немало средств, да и многие охладели к performance-стратегиям. Тем не менее, их используют маркетплейсы, например Озон.
Основные каналы:
Telegram ads – рекламная платформа, которую использует в том числе бизнес, здесь огромная аудитория (ежедневно около 50 млн пользователей), а ещё невысокая конкуренция, не требуется графическое оформление и в целом визуал, удобный рекламный кабинет;
Показ рекламы через Google ads для тех пользователей, которые пользуются VPN – инструмент эффективен, хотя и позволяет собрать меньше аудитории, чем до блокировки;
Программатик – рекламный инструмент для закупки пользователей, предназначен для таргетированной рекламы.
В рамках performance-маркетинга нельзя забывать об использовании событий по определённым целям в «Метрике» и Analytics.
Когда количество performance-каналов растёт, на первый план выходит brandformance, но и количество метрик увеличивается:
- анкеты пользователей;
- post-view конверсии, которые совершаются пользователями уже из других каналов;
- использование разных моделей атрибуций, в том числе конверсии по «первому переходу»;
динамика брендового трафика.
Сквозная аналитика потребуется, если проект будет развиваться. Это нужно, чтобы оценить, какой вклад даёт каждый из каналов трафика.
Расчёт CAC
Стоимость привлечения клиента – одна из важнейших метрик, но часто её неправильно рассчитывают на старте. В САС нередко учитывают большой объём дополнительных расходов, например на банковские комиссии. Но не всегда продажи с платного трафика могут обеспечить маржинальность проекта.
Что в идеале нужно включить в САС:
- себестоимость;
- затраты на привлечение лида;
- затраты на транзакции;
- бухгалтерские расходы;
- проценты с продаж для менеджеров;
- стоимость доставки, если она включена в цену товара.
Ещё один важный параметр – LTV. Эта метрика показывает эффективность выбранной стратегии и буквально означает пожизненную ценность клиента, то есть, вклад клиента в прибыль бизнеса.
Переход на brandformance-маркетинг
Brandformance сочетает в себе performance-маркетинг и брендинговую рекламу, ускоряя и увеличивая объём продаж. Часто их выбирают те проекты, которые использовали все остальные инструменты и зашли в тупик, не видя новых путей для развития. С помощью brandformance они могут привлечь новых пользователей и даже стать лидерами рынка.
Brandformance предлагает разные инструменты:
- навигаторы, карты и другие, связанные с гео;
- Smart-TV, онлайн-кинотеатры;
- программатик;
- инфлюенсеры;
- аудиореклама в сервисах ВК и Яндекса;
- адалт-трафик и др.
Важную роль приобретает системный менеджмент. Он помогает не только быстро запускать каналы трафика, но и эффективно управлять ими.
Системный менеджмент строится на финансовых целях проекта, распространяя их на каналы трафика и учитывая в KPI тех, кто ими управляет.