Оставить заявку

Блог Finepromo

Разработка Finepromo: выявление сезонности. Часть 1

0 комментариев 669 просмотров 30 октября 20

Разработка Finepromo: выявление сезонности. Часть 1

Анализ временных рядов — далеко не самая простая часть работы аналитика, однако, если овладеть этим инструментом, то из полученных данных можно прогнозировать число конверсий и оптимизировать расходы.

В статье будут показаны результаты применения простейших математических моделей анализа временных рядов с объяснением на максимально простом языке.

Изначально в нашем распоряжении был набор данных, в котором отражалось число конверсий по дням, в разрезе по городам. Целью было выявление трендов и сезонности и ответы на вопросы: 

  • Как ведут себя конверсии в зависимости от числа, дня недели?
  • Есть ли некоторые общие шаблоны или же процесс в большинстве своем случаен? 

Выявление сезонности

Если отобразить количество конверсий суммарно по всем городам, в зависимости от времени, то график будет выглядеть следующим образом:

Достаточно сложно, основываясь только на визуальной составляющей, делать какие-либо выводы относительно выявления сезонности. Прежде чем приступать к анализу, сперва “на пальцах” дадим определение таким понятиям, как корреляция и автокорреляция.

Под корреляцией двух графиков будем понимать степень схожести их поведения. То есть, если в основном при возрастании/убывании первого графика, второй график также возрастает/убывает, то можно говорить о сильной корреляции между ними. Покажем на примере:

Как мы видим, все три графика ведут себя похожим образом. Они возрастают и убывают на одних и тех же промежутках. Причем нам не столько важны значения в конкретных точках, сколько общее поведение графиков. Рассмотрим теперь другой пример:

Здесь между красным и зеленым графиками сохраняется сильная корреляция. Там, где возрастает/убывает красный график, зеленый ведет себя похожим образом. Однако, синий график здесь ведет себя абсолютно по-другому. Там, где убывают два остальных, он возрастает, и наоборот. Можно сказать, что он ведет себя как бы “зеркально”. В этом случае мы говорим о сильной отрицательной корреляции.

Если графики ведут себя абсолютно независимо и нет ни схожести в поведении, ни зеркальности, то будем говорить об отсутствии корреляции.

Теперь, когда у нас есть общее представление о корреляции, дадим понятие такому термину, как автокорреляция.

До этого мы говорили о корреляции между двумя, тремя и т.д. графиками. Но конкретно в нашей задаче есть всего один график — количество конверсий по дням. О корреляции между чем и чем будет идти речь? Всё очень просто: будем сравнивать наш исходный график с ним же самим, но сдвинутым на определенное число дней. Идея заключается в следующем: сдвинем наш график на один день вправо, и посчитаем корреляцию (степень схожести) между сдвинутым графиком и исходным. Затем сдвинем график уже на два дня, и опять посчитаем корреляцию. Будем проделывать такую операцию дальше и дальше, пока не посчитаем корреляции для всех сдвигов. И теперь, если изобразить зависимость корреляции от числа сдвигов, то картина может проясниться. Для нашего примера имеем следующую визуализацию:

О чем нам говорит график? Здесь невооруженным глазом видна цикличность. Также видно, что пики приходятся на 7-ой, 14-ый, 21-ый, 28-ой и т.д. дни. Напомню, что на графике показано то, как ведет себя корреляция (степень схожести) от числа сдвигов. То есть, если сдвинуть наши данные на одну, две, три и т.д. недель, то сдвинутый график будет очень похож на исходный. Это значит, что общая модель поведения повторяется из недели в неделю. Следовательно, можно сделать вывод о существовании недельной сезонности.

Надеемся, наша статья будет вам полезна! В следующей части расскажем о том, как с помощью математических моделей выявить трендовую составляющую.

Для запуска рекламы в интернете вы всегда можете обратиться в наше агентство — позвоните по номеру телефона, указанному на сайте, или оставьте заявку через форму!

669 просмотров 0 комментариев


Что еще почитать по этой теме

отчет по медийной рекламе в Power Bi Кастомный отчет по эффективности баннеров в Power BI 17 мая 2022

Когда мы запускаем медийную рекламу, то что хотим оценивать эффективность каждого баннера. Посмотреть сводку по кампаниям недостаточно, так как нужно собрать воедино все показатели, дополнить их конверсиями, ценой лида, а этой информации не найти в аналитических...

Ecom Expo 2022 доклад Finepromo Как e-commerce расти быстрее рынка с помощью контекстной рекламы: рассказываем на выставке Ecom Expo 2022 в Москве 16 мая 2022

Никита Маракасов, генеральный директор Finepromo выступает с кейсом по автоматизации рекламы федерального интернет-магазина.  Доклад будет полезен бизнесу, который хочет делать больше онлайн продаж, не теряя рентабельности. Поделимся, как нам удалось вырасти за несколько лет ведения контекстной рекламы.  Как...

Новый отчет «Обзор» в Яндекс Директе: чем полезен и как использовать 6 апреля 2022

В интерфейсе Яндекс Директа появилась новая страница «Обзор». Она содержит три виджета, с ключевыми показатели эффективности рекламы. Польза нового отчета, по мнению разработчиков, состоит в том, чтобы анализировать кампании в разных срезах на одном дашборде.   Новость...

    Получите выгоду
    от рекламы в интернете!
    Новые статьи и кейсы от Finepromo каждый месяц

      Мы свяжемся с вами в течении одного рабочего дня.

      Заказать создание лэндинга и контекстной рекламы

        Мы свяжемся с вами в течении одного рабочего дня.

        Бесплатный аудит

          Мы свяжемся с вами в течении одного рабочего дня.

          Заказать рекламу в Google

            Cоздание продающих страниц

              Спасибо.

              Ваша заявка принята!